Официальный сайт
Возникновение населённого пункта с названием «станция Чёрный Отрог» связано с тем, что в 1912 году на этом месте начато строительство железно - дорожной ветки Оренбург - Орск. Данные областного архива свидетельствуют о том, что оренбуржцам пришлось приложить немало усилий, чтобы отстоять проект строительства железной дороги в этом направлении, так как существовал ещё другой вариант, и если бы его утвердили - Оренбург остался бы в стороне от важнейшего торгового пути, связывающего юг с центром. В апреле 1912 года оренбургские казаки обратились с письмом к императору Николаю II, в котором привели самые убедительные доводы в пользу строительства ветки Оренбург - Орск. Железная дорога дала толчок дальнейшему развитию Оренбуржья, активизировала жизнь и потомков переселенцев с Украины и других губерний, пришедших сюда в поисках лучшей доли и обосновавшихся вдоль реки Сакмары. Близость к транспортному пути позволила вести торговлю не только хлебом, но и другими сельхозпродуктами, производимыми каждым подворьем. Полустанки, разъезды строящейся железной дороги притягивали не только тех, кто непосредственно работал а её строительстве и обслуживании. Строили здесь дома и другие сельчане. По той или иной причине, сорвавшиеся с насиженных мест. Особенно активное заселение разъездов наблюдалось в годы коллективизации. Разоренные непосильными налогами «единоличники» нередко селились рядом с железной дорогой, где можно было найти работу и некоторое послабление от надзора новых властей. Не стало исключением и образование населённого пункта при разъезде № 80, впоследствии получившим название станции Чёрный Отрог.
Как вспоминают старожилы станции, первым её жителем был Нургалей Туватов, в обязанности которого входило обслуживание здесь железнодорожного разъезда. Некоторое время разъезд так и называли Нургалеевкий. Жильем для семьи первого жителя станции служила землянка, которую Туватовы сами вырыли недалеко от железнодорожного полотна, крышу накрыли привезенными на лошадке из близлежащего леса сушняком и хворостом - чилигой. Зимой землянка была похожа на медвежью берлогу6 из сугроба прорывали ход после каждого бурана. О том, что здесь живут люди, указывал только столбик дыма. Но «в спячку» на разъезде не заляжешь - хлопотной была жизнь у смотрителя на строящейся железной дороге, лишённая даже обычного деревенского уклада, всем необходимым приходилось запасаться самим, оставаться один на один с бураном, быть в ответе за безопасность на вверенном участке железной дороги. Вскоре землянку сменил деревянный дом. А для удобства пассажиров, дожидающихся поезда по несколько суток, с ночёвкой на разъезде был построен постоялый двор.
В 1930-е годы один за другим здесь стали строить свои дома жители, уехавшие из ближайших сёл - Изяк - Никитино, Чёрного Отрога, Тихоновки, Новониколаевки, нашедших работу на строительстве железной дороги. В это время Управление железной дороги строит, так называемую, казарму для своих работников, школу, здание первого вокзала.
Выгодный во всех отношениях железнодорожный транспорт позволял разместить в удобном для близлежащих хозяйств хранилище дизельного топлива для техники, склады для зерна. Так появилась нефтебаза, а затем и хлебоприемный пункт. Для посадки защитной полосы вдоль железной дороги требовались рабочие руки (на станции Чёрный Отрог к этому времени в них не было недостатка). Молодёжь, в основном девушки, охотно шли в бригаду «Живая защита», которая занималась посадкой, прополкой зелёных насаждений. Нашло здесь своё развитие и традиционное для оренбургских женщин ремесло - вязальщицы пуховых платков были объединены в артель.
Но жизнь населённого пункта, обязанного своим рождением железной дороге, конечно же, зависела в большей степени именно от неё.
Вокзал здесь был, образно говоря, центром и даже время для станционных жителей было «московским», по которому жила вся железная дорога.
А в остальном станция жила теми же заботами, как и любое село Оренбуржья: самой большой заботой была заготовка корма для бурёнки, дров, да выращивание картошки, овощей, чтобы не мёрзнуть и не голодать долгими и холодными уральскими зимами.
Вместе со всей страной разделила маленькая станция Чёрный Отрог всеобщую беду - Великую Отечественную войну 1941 - 1945 годов. Отсюда ушли на фронт 68 человек, не все из них вернулись назад, до многих война «дотянулась» чуть позже: раньше срока уходили из жизни фронтовики из - за ранений.
Нелегкой была и послевоенная жизнь. Всё вынесли на своих плечах станционные жители. И сегодняшний день станции Чёрный Отрог - это их труд.
На 1 января 2010 года на станции Чёрный Отрог 170 дворов с численностью населения 390 человек.
Базовым предприятием является Черноотрожское хлебоприёмное предприятие, которое в 2010 году отметило 80-ти летие со дня образования.
В связи с коллективизацией и образованием колхозов назрел вопрос хранения зерна для государственных нужд. По распоряжению Чкаловской областной конторы в 1930 году начинается строительство деревянных складских ёмкостей на станции Чёрный Отрог вблизи железной дороги. Тогда из колхозов Гавриловского района завозили зерно на быках и лошадях на Чёрноотрожский пункт. Затем зерно вагонами отгружалось по всей стране.
Во время войны на пункте работали в основном женщины и дети.
Количество работающих в разные годы было от 120 человек вначале, в восьмидесятые и девяностые годы число работников уменьшилось до 60 человек, а последние 10 лет - от 30 до 35 человек при полной загруженности складской ёмкости.
За время существования предприятия директорами работали 17 человек.
С 1996 года директором хлебоприёмного предприятия работает Сулейманов Гульмир Галявович, который являлся депутатом Совета депутатов Саракташского района второго созыва, Почётный гражданин Чёрноотрожского сельсовета. Талантливое руководство, жизненный опыт Гульмира Галявовича, целеустремленность, умение отстоять интересы коллектива, настойчивость в преодолении трудностей дали свои результаты и позволили сделать многое: заменена профлистом кровля в зерноскладах, произведена реконструкция активной вентиляции, отремонтированы здания конторы, весовой, «Красного уголка», построены здания проходной, лаборатории, гаража, материального склада, реконструирована весовая на электронные веса с компьютером, приобретен автотранспорт, компьютеры, установлены видеокамеры по всей территории. Круглый год идёт приёмка и отгрузка зерна, нет текучески кадров.
Успехи Чёрноотрожского хлебоприёмного предприятия - заслуга работников, которые сейчас находятся на заслуженном отдыхе: Сайтбурханова Шагита Валеевича, Горяинова Ильи Ивановича, Суетновой Любови Григорьевны, Гайрунова Геннадия Ивановича, Тарарина Александры Кузьминичны, Голованова Николая Яковлевича, Вяткину Валентину Макаровну, Идиатуллина Рафаэля Хасаншиловича. Коллектив с благодарностью вспоминает тех, кого уже нет в живых: Биктина Габидуллу Халиулловича, Гололобову Валентину Петровну, Шавыркину Елизавету Петровну, Елисееву Анну Петровну, Севостьянову Лидию Николаевну, Молородову Нину Александровну, Чернуха Владимира Тимофеевича, Губанову Надежду Ивановну, Насаева Иксана Шайхуловича, Фёдорова Петра Васильевна, Карпова Петра Михайловича, Наржугитова Серикбая Сисеновича.
На сегодняшний день на предприятии работает 27 человек, 6 человек из них имеют стаж работы свыше 25 лет, 23 человека - свыше 10 лет.
Несмотря на то, что износ основных фондов предприятия оставляет сто процентов, а средний возраст зерноскладов составляет 50 лет, коллектив с оптимизмом смотрит в будущее и считает, что предприятие ещё долго будет оказывать услуги товаропроизводителям.
История промежуточной станции Чёрный Отрог 4 класса, осуществляющей работы по приёму, отправлению, пропуску грузовых и пассажирских поездов, производству маневровой работы, начата 98 лет назад. В те далекие годы вручную было отсыпано полотно с однопутными перегонами и открытием станций на участке Оренбург - Орск через 25 км.
В связи с увеличением грузопотока в пятидесятые годы принято решение уложить вторые пути на перегонах. На каждом перегоне установили 2-3 блокпоста. Движение осуществлялось по жезловой системе, после перешли на полуавтоматическую блокировку. Но этих мер было не достаточно, т.к. грузопоток увеличивался. Грузовой поезд от станции Оренбург до станции Кувандык следовал по 12 часов. В 1975 году на участке Оренбург - Орск введена автоматическая блокировка. Перевод стрелок осуществлялся с пульта дежурного по станции. На один перегон можно отправить вслед до 4 поездов. С приходом новых локомотивов с большей тягой появилась необходимость удлинения приёмоотправочных путей.
В семидесятые годы грузооборот в месяц составлял 200 вагонов. Это зерновые культуры, ГСМ, щебень, КРС.
В 1976 году на станции эти работы произведены, и длина путей стала составлять 75 вагонов или 1200 метров. В 1983 году на участке Оренбург - Орск произведён переход на электротягу. Открыто движение электропоездов. Время в пути грузового поезда от ст. Оренбург до ст. Орск составляет 7 - 8 часов. В семидесятые годы движение поездов на участке составляло до 60 пар в сутки. После распада Советского Союза заметно уменьшилось движение поездов и составляло в девяностые годы 10-15 поездов в сутки. В настоящее время идет увеличение грузопотока и движение поездов увеличилось до 45 пар в сутки. Технический прогресс и новые подходы к организации движения привели в 2009 гуду к переводу на участке Оренбург - Орск восьми станций, в том числе и Чёрный Отрог, на диспетчерскую централизацию с сокращением штата дежурных по станции.
В 2010 году погрузки не было, выгружено 12 вагонов, но есть надежда на увеличение грузооборота, намечается погрузка зерновых культур и выгрузка щебня, т.к. планируется открытие пути «Оренбургремстрой».
В 1975 году, когда начальником станции работал Тавтилев Шаукат Исламович, станция была удостоена знания «Коллектив коммунистического труда». Много сил и энергии отдано при руководстве станцией Мусиным Риманом Ахметовичем, который впоследствии до достижения пенсионного возраста был участковым ревизором движения. Благодаря добросовестному, самоотверженному труду работников, ныне находящихся на пенсии, Рахматуллина Насруллы Хуснулловича, Еремеева Карима Ибраевича, монтёра пути Крыкова Петра Ивановича, билетных кассиров Гусевой Антонины Гавриловны, Алехиной Анны Васильевны, Шегда Мархабы Хаккуловны, Горяиновой Надежды Петровны, станционных рабочих Жарковой Елизаветы Герасимовны, Ивановой Анны Васильевны, железнодорожная станция Чёрный Отрог всегда была в передовых.
В настоящее время на станции проживает династия железнодорожников Яковлевых. Муж Яковлев Павел Алексеевич на заслуженный отдых ушёл заместителем начальника Орского энергоучастка контактной сети, удостоен звания «Почетный железнодорожник». Жена Яковлева Людмила Николаевна ушла на пенсию в должности старшего энергодиспетчера Оренбург. Сын Яковлев Алексей Павлович работает энергодиспетчером Оренбург. Дочь Губанова Ирина Павловна работала дежурным по станции Черный Отрог. Зять Губанов Николай Михайлович работает электромонтером на ст. Саракташ. 17.07.2010 года Яковлевы Павел Алексеевич и Людмила Николаевна отмечают 50 лет совместной жизни.
Коллектив станции работает слаженно, не допуская отказа технических средств. За последние 20 лет на станции не было событий, связанных с нарушением безопасности движения. Это достигнуто и благодаря умелому руководству начальника станции Биктина Рамиля Габидулловича, работающего в данной должности с 1987 года. Стаж его работы на железнодорожном транспорте составляет 35 лет, профессионализм отмечен благодарностями, а в 2008 году Рамиль Габидуллович награждён именными часами начальника Южно - Уральской железной дороги. Достигнутые успехи - заслуга дорожного мастера Горяинова Андрея Николаевича, бригадиров пути Сайтбурханова Рамиля Ельфатовича, Картбаева Альбека Атанаковича. При плане балльности 20 баллов выполнение 12. Не допускают повреждения технических средств Сайтбурханов Ельфат Валеевич., Гусев Юрий Владимирович, Рахматуллин Наиль Насруллович. Ответственно относятся к своим обязанностям дежурная по станции участка Сакмарская - Саракташ Гусева Галина Борисовна, станционная рабочая Горяинова Розалия Ахатовна, электромеханик масленого хозяйства Манцуров Алекандр Васильевич.
Магдеев Минхан Ахметович 33 года работает водителем в крестьянском хозяйстве «Колос», неоднократно был признан лучшим. Опыт мастерства он передаёт молодому водителю Юркину Евгению.
Клуб на станции Чёрный Отрог был построен в 1958 году. Первым завклубом был Шабанов Михаил, затем работали Губанов Михаил Максимович, Мотова Ольга Пантелеевна, Хорьева Сария Талгатовна, Саец Валентина Алексеевна (проработала в этой должности 14 лет), Магдеева Назия Сагитовна (8 лет). В настоящее время за культурную жизнь села отвечает Каширина Надежда Николаевна. 5 мая 2010 года клуб пережил своё второе рождение: благодаря усилиям администрации Саракташского района, отдела культуры Сарактакташского района, администрации Черноотрожского сельсовета, ЗАО «Черноотрожское ХПП», ООО «КХ «Колос» была проведена реконструкция здания, где под одной крышей теперь расположились СДК и библиотека.
Библиотека на станции начала работать с 1959 года. В разное время заведующими библиотекой работали Заикина А.И., Анисимова А.Г., Косарева В.А.. 34 года бессменно в библиотеке работала Устимова Тамара Николаевна.Она любит петь, постоянно участвует в районном фестивале «Обильный край, благословенный».
С 2000 года на базе библиотеки работает творческое объединение «Вербена» от Центра внешкольной работы, которым руководит Павличенко Надежда Александровна, творческий, увлечённый педагог, приобщающая детей к миру прекрасного. Лучшие работы Мадьямовых Руслана и Алёны, Жалгасовой Вики, Беляковой Насти экспонировались на районных выставках и занимали призовые места.
Пуховязальное производство на станции Чёрный Отрог было представлено пухартелью, организованной в 30-е годы. Васильченко Елизавета Николаевна работала 10 лет бригадиром пуховязальщиц.
Староста села является представителем органа местного самоуправления и призван активно содействовать привлечению граждан к участию в решении вопросов местного и общегосударственного значения В 2002 году на собрании граждан станции Чёрный Отрог старостой избрана Магдеева Назия Сагитовна, ответственный, болеющий душой за проблемы односельчан человек, пользующаяся заслуженным уважением среди жителей села. Назия Сагитовна работает в тесном контакте с населением. Приходится решать самые различные вопросы: благоустройство и санитарная очистка села, организация пастьбы скота индивидуального сектора, упорядочение адресного хозяйства, разрешение семейных конфликтов, помощь в получении различного рода справок. С общественными формированиями администрации сельсовета, сотрудниками отдела внутренних дел ведется работа по профилактике и раскрытию преступлений.
Торговую деятельность на станции Чёрный Отрог ведут предприниматели Храпак Полина Николаевна и Игнатенко Юрий Васильевич, которые принимают участие в социальной жизни села.